Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Новости   >   Новость от 17 сентября 2020 г.
В радиодиалоге о самооценке принимала участие Марина Иосифовна Кузьминых, психолог Центра медицинской профилактики.

Несомненно, самооценка – регулятор поведения любого из нас, залог благополучной социальной адаптации и личного успеха. Под самооценкой обычно подразумевается то, как человек оценивает свои данные – и физические, и внешние, состояние здоровья, свои знания и умения, способности и таланты, свои поступки и т.п.

Конечно, самооценка формируется в детстве – как считают исследователи, уже в 3 года ребенок называет себя «сильным» или «красивым», «маленьким» или «большим», если он слышит такое о себе от своих родителей. Именно в этом возрасте происходит отделение Я от не-Я, и начинает формироваться сознание, а, следовательно, и самосознание, лежащее в основе самооценки. Важно понимать, что два фактора участвуют в формировании самооценки: мнение и отношение окружающих, а именно – значимых взрослых, и осознание человеком самого себя. Можно сказать, что самооценка – это сумма отражений нас в глазах значимых для нас людей. Малышу жизненно необходимо нравиться своим значимым взрослым, это залог того, что о нем позаботятся, что его защитят, поэтому первое, что должен чувствовать ребенок от мамы и папы – «ты мне нравишься, ты – хороший». Второе – «ты можешь не нравиться другим, это не плохо и не хорошо, ты нравишься нам».

Осознание ребенком самого себя – не врожденное качество, оно также формируется под влиянием окружающих. Именно взрослые учат малыша видеть себя, слышать себя, чувствовать и осознавать свои переживания, понимать потребности, оценивать свое поведение, т.е. рефлексировать.

Самооценка дошкольников и младших школьников напрямую связана с тем, что говорят о них их значимые взрослые – родители, бабушки и дедушки, воспитатели, учителя, а подтверждается их мнение в деятельности! Основной вид деятельности у дошкольников – игра, у школьников – учебная деятельность. Мало сказать ребенку, что он справится, что он – молодец, нужно дать ему это понять самому! Если планка задач, стоящих перед ним, будет всегда очень высокой, это приведет к заниженной самооценке, если наоборот – к завышенной. Еще одно условие уверенности ребенка в себе – множество разных ситуаций, в которых он сможет проявить себя, в которых он будет успешен. А цели, которые перед ним ставятся, должны быть значимыми для него и реальными для достижения. Немаловажна роль поддержки и похвалы, ведь нередко в основе неуверенности лежат личностная тревожность, детские страхи.

Когда ребенок взрослеет, вступает в подростковый возраст, авторитет взрослых начинает снижаться, на первое место выходит мнение сверстников, признание в группе друзей и одноклассников. У подростков есть свои идеалы, тинейджеры более категоричны к внешнему виду, чем младшие школьники, критичны к своим личным особенностям. Далее, в юношеском возрасте, спектр представлений о себе расширяется, планка категоричности становится ниже. Новые интересы, дальнейшее получение образования, разнообразные задачи, новый круг общения позволяют приобретать опыт поведения в незнакомых ситуациях, который делает самооценку гибче. Так, постепенно у молодых людей формируется ценность своей индивидуальности, неповторимости, ценность себя как личности. На самооценку взрослых людей тоже может влиять мнение близких людей, но, безусловно, имеющееся мнение о себе в этом случае более значимо.

Не секрет, если наша самооценка – адекватная, это позволяет верно ставить перед собой цели, успешно справляться с выполнением задач, не бояться трудностей. И переоценка, и недооценка своих возможностей накладывают отпечаток на все сферы жизни, включая и учебную, и профессиональную, также проявляется в семье, сказывается на личных отношениях.

Подводя итоги сказанному, наметим некоторые рекомендации для родителей, кто хочет сделать их диалог с ребенком корректным и доверительным:

      1) поддерживайте начинания Ваших детей, не забывайте хвалить;

      2) интересуйтесь чувствами ребенка, находите время для разговора по душам,

      3) давайте ребенку проявить себя, создавайте ситуации успеха: не бывает неспособных, у каждого ребенка есть свои сильные стороны, им надо уделять больше внимания;

      4) раз и навсегда откажитесь от ярлыков («неряха», «бездельник», «лентяй»), оценивайте поступок, а не личность – «ты неряшливо сделал задание», а не «ты – неряха»;

      5) будьте корректны в оценках и высказываниях, если неприятные вещи были сказаны Вами в эмоциональном порыве, извинитесь перед ребенком;

      6) не сравнивайте успехи Вашего ребенка с успехами других детей, его успех – если он сегодня знает и умеет больше, чем вчера;

      7) старайтесь, чтобы у ребенка не было противоречий: и требования, и оценка обоих родителей должны быть близки;

      8) отслеживайте свою самооценку, помните, что Ваше поведение – тоже пример для Ваших детей!

Несмотря на все трудности общения «отцов и детей», дети всегда вправе рассчитывать на понимание с нашей стороны и получение помощи. Ребенок нуждается в Вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает, помните об этом!

Интервью
Исаков Александр Васильевич, главный внештатный специалист кардиолог министерства здравоохранения Кировской области, главный врач КОГКБУЗ «Центр кардиологии и неврологии»
Проверь себя
Опросник, разработанный специалистами НМИЦ терапии и профилактической медицины