Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Новости   >   Новость от 12 февраля 2020 г.
На вопросы Галины Казаковой, корреспондента службы радиовещания, отвечала Марина Кузьминых, специалист Центра медицинской профилактики. Новая передача пополнит популярный у радиослушателей цикл «Взрослые и дети».

Вопрос поведения людей в обществе поднимается человеком с древнейших времен. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя четких границ между ними зачастую не бывает. Мало того, появляются новые формы этикета, например, сетевой этикет, устанавливающий правила культурного поведения в сети.

Основные правила этикета исходят из общепринятых норм поведения, а из них вытекают все остальные. Два главных правила: 1) следует стремиться никого не обидеть и не поставить в неловкое положение, если обидели, извиниться; 2) среда диктует этикет, необходимо адаптироваться под ситуацию и окружение и говорить на языке собеседника. При разговоре с человеком следует смотреть на него, вне зависимости от степени знакомства, что объясняет следующее правило на запрет солнцезащитных очков, кепок и шляп во время разговора, если они закрывают глаза. Считается дурным тоном использовать на людях интимные именования и уменьшительно ласкательные обращения, в обществе принято обращаться по имени или в формате, в котором с человеком разговаривают другие участники общения.

А как, например, корректно сделать замечание другому человеку? Не обращать внимание на слабости и ошибки окружающих важное правило. Кто-то что-то уронил, неправильно поставил ударение, споткнулся, ошибся дверью или спряжением, не застегнул пуговицу мы этого «не видим», не обсуждаем, не делаем замечание. Поправлять другого человека тоже не стоит. Самым правильным в ситуации, когда кто-то допустил ошибку в постановке ударения, будет не заметить этого. Но когда у Вас появится возможность произнести слово, произнесите его корректно.
Если замечания все-таки не избежать, сделайте это один на один. Отведите человека в сторону и, попросив прощения, обозначьте ситуацию в формате я-высказывания: «мне неудобно», «я чувствую себя неуютно», «я обеспокоена». Добавьте слова вежливости: «не могли бы Вы», «я был бы Вам признателен».

Вмешательства будут уместны, когда ситуация критическая или опасна для жизни. А еще когда человек проявляет хамство и мешает окружающим. А также в том случае, когда недочет можно исправить в тот же момент. То есть подсказать, что у девушки потекла тушь, будет нормой. Но говорить о неприятном запахе в такси будет некорректно, так как эту ситуацию водитель не сможет исправить в ту же минуту.

Зачастую мы являемся свидетелями неприятного диалога, когда оппоненты в порыве негативных эмоций кричат друг на друга. Почему это происходит, и как себя вести, если кричат на Вас?

Крик – это, как правило, сигнал о помощи. Если человек кричит, то это его проблема, а не Ваша, помните об этом. Если человек кричит, то он не умеет владеть собой: не может или не хочет управлять своим эмоциональным состоянием. Если человек кричит, он может чувствовать себя в опасности. Данную ситуацию лучше всего иллюстрирует фраза: «лучшая защита – это нападение». Человек кричит, если он – агрессор. Уровень агрессии у каждого из нас – разный, мы можем направлять ее на себя, на других, мы можем проживать агрессию экологично – сохранив и свои ресурсы, и ресурсы окружающих. Выбор – за нами. Человек кричит, если он – манипулятор. В данном случае, пользуясь своим авторитетом или другим превосходством, он подавляет другого. Человек может кричать, если не умеет общаться по-другому. Например, его родители всегда кричали друг на друга, а построить сценарий общения, противоположный родительскому, не удалось. Человек может кричать, если чувствует, что он не услышан, не понят, не замечен и др.

Если поведение крикуна Вас оскорбляет, и у Вас есть возможность уйти (отвернуться, не замечать), попробуйте сделать это! Постарайтесь не вовлекаться в поле негативных эмоций, не поддаваться на провокации. Если уйти нет возможности, не отвечайте криком на крик, а, глядя человеку в глаза, объясните, почему Вы не будете продолжать разговор в таком тоне. Если это Ваш близкий человек, и Вам необходимо найти общее решение в результате диалога, спокойно скажите: «Я понимаю твои чувства, я понимаю твое недовольство, но буду готов/готова к общению, как только ты успокоишься». К близкому человеку можно прикоснуться, можно его обнять, если чувствуете, что это может помочь.

Даже в семье иногда происходит так, что сердца близких людей удаляются друг от друга: накапливаются обиды, претензии, растет непонимание. И мы начинаем повышать голос, чтобы, условно говоря, приблизиться, чтобы быть услышанными, чтобы быть замеченными. А ведь влюбленным порой не нужны даже слова, достаточно одного взгляда, чтобы понять. Если мы готовы идти навстречу друг к другу – находить общие занятия, вместе радоваться и вместе грустить, понимать и принимать – то кричать навряд ли придется, помните об этом.

Будьте здоровы!

Интервью
Самылов Антон Владимирович, главный внештатный специалист по медицине катастроф министерства здравоохранения Кировской области, заместитель главного врача по гражданской обороне, мобилизационной работе и медицине катастроф КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова»
Проверь себя
Опросник, разработанный специалистами НМИЦ терапии и профилактической медицины